Меню

История школы

Избранные страницы истории  Субботинской школы 

1943-2013  

(к 70 – летию Шушенского образования)   

 

Школа…   

Каким теплом, каким светом,

какой нежностью и радостью

наполняется сердце каждого,

когда он слышит это

простое коротенькое слово

 

Открытие первой школы в селе Субботино

В 1866 году в селе Субботино  появился первый учитель, из ссыльных поселенцев, некто Лебедев. Обучение проводилось на дому. Снимали помещение под школу у местных жителей за небольшую плату.

К  1892 году село Субботино  значительно выросло, и в этом же году на общественные средства строится школа, девочки и мальчики учились  вместе, но сидели по разным рядам.

В 1905 году школа стала ещё больше, насчитывалось до 25 учеников.

Затем настали тяжелые времена войн и революций, школа остается без учителей. В 1920 году из Минусинска направляют в село учительницу Кошкову Ольгу Антоновну.

     В 1924 году организуется начальная трудовая школа, учителем которой был Яковлев Евгений Андреевич. Школа приступила к стационарным занятиям. Учащихся в школе было 150 человек.

Школа в довоенное время

    В 1929 году трудовая начальная школа и детский колхоз были организованы в школу трудовой крестьянской молодежи (ШКМ). Первым директором ее назначается Филиппов Михаил Васильевич. Коллектив учителей вырос до  12 человек с охватом учащихся до 300 человек. Школа готовит молодых специалистов для колхоза. Учителя и учащиеся активно участвуют в ликвидации неграмотности.

 В  1927 году стали строить школу.  Школа состояла из зала, двух классных комнат, кабинета директора,  библиотеки и учительской. Строили все. Каждый житель должен был  привезти 3-4 бревна.  Так «всем миром» было построено новое здание школы.                                   

В 1933 году Субботинская школа реорганизуется в неполную среднюю школу. Много зданий иметь под школу стало неудобно. Да и уже потребова­лись мастерские, лаборатория, кабинеты. К старому школьному зданию делают первую пристройку, а несколько позднее – вторую, со спортзалом. К 1940 году школа охватывает до 700 учащихся. Построенного здания мало,  и под школу занимают еще несколько  зда­ний.  

                                                             

Школа села Субботино в годы войны

Село преображалось. Радовались родители и дети. Но мирная жизнь была прервана Великой Отечественной войной с Герма­нией. Уходят на фронт учителя: Прохоров Федор Иванович, Жилин Кон­стантин Алексеевич,  Косолапкина Вера Андреевна, Богуславская Ольга, Изместьева Анна  Григорьевна и учащиеся старших классов: Воробьев П., Мелкина Е., Потехин К.и др.

В период войны школа  оказывала большую помощь кол­хозам. Учителя и ученики выходили на поля  вязать в снопы пшеницу,  овес, просо,  гречиху,  коноплю. Обмолачивали зерно, копали картофель. А летом заготавливали сено.  Работали все, начи­ная с первоклассников, которые сажали, тяпали, пасынковали табак, рвали лен, коноплю. Вся работа шла вручную.     Люди работали для фрон­та.  Школа имела связь с фронтом. Только на Северный фронт было отправлено 27 посылок.

Как только в селе узнали о начале войны, в школьном саду  собрались жители села и учащиеся на митинг. Отцы, старшие братья и сёстры ушли на фронт.   Все тяготы лихой военной жизни легли на плечи женщин и детей. Учителя вместе со   своими учениками  выходили на колхозные поля, чтобы помочь колхозникам вырастить урожай. Сажали картошку и табак, тяпали 2-3 раза за лето. Пололи пшеницу, овес, ячмень. Рвали посконь, коноплю, лен. Вязали снопы, не отставая от взрослых. Помогали в заготовке сена. Работали все  -  от мала до велика. Даже малыши-первоклашки находили работу по силам, собирали колоски, тяпали. Босиком, полуголодные, а порой и голодные, дети  работали вместе с взрослыми. Чуть свет уходили в поле и возвращались домой, когда было уже темно.

Осенью, после занятий в школе, ученики 6-7 классов вместе с учителями шли на ток молотить зерно в ночную смену. Днём работали взрослые, а ночью дети. Особенно трудно было выращивать табак. Культура очень трудоемкая. Листья большие, табак высокий, пасынкуешь его, а тебя в табаке не видать. Голова болит, тошнота, рвота, есть и так нечего, да и еще и невозможно. Так все лето и ходишь с больной головой.

Мальчишки 12-13 лет садились на трактора прицепщиками, а позднее и трактористами. Школу заканчивали не все. 3-4 класса – и на работу в колхоз. Было не до учебы, надо было зарабатывать кусочек хлеба да поварешку похлебки. Директором школы в  1944-1945гг. был Попов Александр Михайлович.

И вот 1945 год. Утро.  Идет урок.  Вдруг двери классов распахиваются: "Войне конец! Победа!". С криком "ура!"   выскакивают ученики из клас­сов. Вернулись с войны солдаты - бывшие ученики и учителя. Пришел инвалидом Устюгов Г.Е., Зорин П.А.,  Игнатенко А.Г. Постепенно налаживается послевоенная жизнь.  

Школа после войны. Открытие в Субботино средней школы

В 1951 году неполная средняя школа была преобразована в среднюю школу. За это время более полутысячи учеников вышли из школы с аттестатами зрелости. Многие учились в средних и высших учебных заведениях. Становились учи­телями, врачами, инженерами, агрономами, летчиками,  военными, технологами, механизаторами.

С 1953 года директор школы А.А.   Храмцов, неутомимый человек.  Маленький, подвижный, неугомонный, он был с ребятами и на поле, и в спортзале, и на соревнованиях.

С  1962 года директором школы работает Криштоп Алексей Григорьевич. Строятся дома для учителей,  интернат.  Пополняются учебным оборудованием кабинеты. Школа выходит в число передовых, награждается неоднократно перехо­дящими знаменами. В 1963 году на территории нашего Совета насчитывалось 6 школ: 5 на­чальных и одна одиннадцатилетняя, в которой обучалось 700 учащихся. В  1964 году были открыты школы в селах                Майское и Средняя Шушь.

Наша школа явилась инициатором по выращиванию свеклы и картофеля в районе для колхоза. В 1961 году учащиеся вырастили и убрали сахар­ной свеклы на площади10 гектаров, урожай получили по 500 ц с га. В  1962 году площадь под свеклу увеличили до40 гектаров, с каждого получили по 451 центнер. В 1963 году -50 гасвеклы, с каждого га получили по 500 центнеров. 

История школы  с 1980  года

В 1980-1986 годы директором школы был Пантюшкин Анатолий Андреевич.

К сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне (9 Мая 1985 года) был открыт  школьный историко – краеведческий музей, который стал  центром гражданско-патриотического воспитания в школе. В 2009 году музею присвоено звание его основательницы и первой хранительницы – Ляминой С.С., почётного гражданина Шушенского района.

В 80-е г. успешно  работал  лагерь труда и отдыха «Зарянка»,  создан школьный миниколхоз,  открыта школа продлённого дня. Начала внедряться программа «Школа здоровья, добра и   радости». Появился «Клуб  будущего воина», регулярно     проводилась военно-патриотическая спортивная  игра «Зарница».                           

В 1974 – 1978 и с 1987 года – по настоящее время    директором школы является Криштоп Иван Григорьевич.  

В 1996 году школьному историко-краеведческому музею за заслуги в патриотическом воспитании присвоено звание «народного».   Открыт первый компьютерный класс (1998г.).

В 2005 году организовано  школьное  научное общество учащихся «Импульс». Участники НОУ – победители и призёры районных и краевых научно -  практических конференций.

В 2007 – 2008 годах на базе школы создан туристско - спортивный клуб «Ирбис».                           

В 2009 году  организована краевая инновационная площадка по технологии индивидуально-ориентированной системы обучения, и школа стала победителем Приоритетного Национального Проекта «Образование». В 2010 году - победитель регионального конкурса  проектов, направленных на улучшение учебных результатов школьников по предметам естественнонаучного цикла. 

2012г - Победитель краевой грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития» (о Герое Советского Союза С.У. Кривенко).

2013г – участники  школьной   сессии

физико-математического отделения заочной естественнонаучной школы

Победители и призеры районных соревнований по волейболу, футболу, краевых, районных соревнований по спортивному ориентированию 

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных. Контент является обязательным к размещению. Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент
Информатика и ИКТ в современной школе