Меню

Детские конфликты: кто прав, кто виноват?

   

Проблема разрешения детских конфликтов всегда была острой, поскольку между детьми часто возникают ссоры. В последнее время много говорят о широком распространении агрессивного поведения среди детей и подростков. Статистика также свидетельствует о стремительном росте преступлений несовершеннолетних, что регулярно освещается в СМИ. Однако специалистов в области конфликтологии у нас очень мало.

    Некоторые взрослые считают, что в спорной ситуации дети должны разбираться сами. С точки зрения психологов, ни в коем случае нельзя игнорировать противоречия и столкновения детей, так как правильный подход к обсуждению неприятной ситуации поможет не только разрешить данный конфликт, но и на будущее научит детей справедливо вести себя в тех же обстоятельствах, разовьет лидерские способности.

   Дети учатся на примере взрослых. В момент управления острой ситуацией очень важно проявлять уважение ко всем участникам конфликта, ведь только при тактичном поведении взрослых дети усваивают нормы и правила поведения в обществе. Большое значение имеет психологический климат во всем образовательном коллективе, который включает и коллектив учащихся, и педагогический коллектив. Не секрет, что среди педагогов тоже могут происходить неприятные ситуации – от конфликтов никто не застрахован. Но иногда случаются непозволительные вещи: школьники втягиваются в конфликты учителей, которые при недостойном поведении могут потерять самое главное – авторитет. Даже если это замалчивается в коллективе, дети все чувствуют и понимают без слов. Надеемся, что некоторые советы будут помогать и взрослым в разрешении своих конфликтов.

Знаете ли вы?

   Выводы свыше тысячи исследований сводятся к тому, что насилие, демонстрируемое по телевидению, служит причиной агрессивного поведения у некоторых детей, а также усиливает склонность к использованию физической агрессии при разрешении конфликтов. Насилие в телеэфире само по себе является причиной 15% агрессивного поведения детей. Контролируете ли вы просмотр телепередач ребенком?

7 советов по разрешению детского конфликта

Совет № 1. Формулируйте «Я – высказывание», с помощью которого вы можете сообщить детям о своих чувствах и отрицательных переживаниях по поводу увиденного или услышанного.

Сравните «Ты – высказывание»: «Ты, Миша, опять плохо себя ведешь…» и «Я – высказывание»: «Когда я вижу ссору между вами (описываем случившееся без оценивания), я испытываю раздражение, а злиться на вас я не хочу…» или «…мне становится обидно (плохо)…».

«Я – высказывание» редко вызывает протест, т.к. не содержит обвинения. Дети в этот момент получают сигнал о границе дозволенного в необидной для них форме. Но главное то, что «Я – сообщением» вы передаете ответственность за свои действия самим детям. Поведение детей становится осознаннее, когда они задумываются над тем, что им делать «в свете полученной информации».

Совет № 2. Чтобы подчеркнуть свое уважение к детям, попросите у них разрешения совместно разобраться в их проблеме: «Можно мы вместе обсудим эту ситуацию?».

Обсуждение лучше перенести на час позже – когда эмоции стихнут.

Совет № 3. Соберите информацию, делая акцент на эмоциональный опыт (для развития сочувствия).

Задавайте вопросы: «Что случилось?», «Что Никита при этом чувствовал?», «Что чувствовал Паша?», «Что делал Никита?», «Что Паша почувствовал, когда Никита…?», «Что произошло потом?».

Совет № 4. Правильно сформулируйте проблему.

Детям легче решить проблему, если они четко понимают ее суть. Сформулируйте так, чтобы в ней прозвучали претензии обоих детей: «Правильно ли я вас поняла: Паша, ты хочешь, чтобы…, а Никита хочет, чтобы…».

Совет № 5. «Отделите» неприятную ситуацию, сосредоточив внимание детей на позитивном.

«Я знаю, что вы оба расстроены тем, что произошло. Но это уже в прошлом. Что мы сейчас можем сделать, чтобы вам обоим было хорошо?» или «Что можно сделать, чтобы оба вы остались довольны? Когда дети слышат, что это уже в прошлом – они чувствуют облегчение.

Совет № 6. Пусть дети перечислят все варианты, как разрешить конфликт.

Важно не критиковать идеи. Пусть подумают о последствиях: «Давайте вместе подумаем, что может случиться, если…» «Что почувствует Никита, если…». «Бить, толкаться больно, что еще можно сделать?». Помогите детям не отвлекаться от решения проблемы. Составьте план действий. Если детей что-то не устраивает – вычеркивайте из плана.

Совет № 7. Вдохновляйте и подбадривайте детей.

«Интересная мысль, я бы никогда не додумалась!» или «Это наводит меня на еще одну мысль». Решите, когда можно ждать результата. Если идеи удачны, поздравьте детей: «Спасибо. Вы оба справились, я вас поздравляю. Мне очень приятно».

В разрешении детского конфликта можно воспользоваться приведенными выше советами, но главное, помните: если с вашей стороны не будет уважения ко всем детям, замешанным в конфликте, – эти советы останутся просто «мертвыми правилами»

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных. Контент является обязательным к размещению. Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент
Информатика и ИКТ в современной школе