Меню

Деструктивное поведение подростка

Уважаемые родители!

   Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами на тему безопасности наших детей. Величайший швейцарский психиатр, родоначальник аналитической психологии Карл Густав Юнг однажды сказал, «единственная существующая опасность — это сам человек. Он —великая опасность, источник всего возможного грядущего зла». Еще он говорил о том, что мы ничего не знаем о человеке, ничтожно мало, психика человека должна изучаться. Нам достаточно вспомнить о недавних событиях в Казани и Перми, где трагедии в школах унесли жизни школьников, студентов и педагогов, чтобы в очередной раз убедиться, что Юнг был прав. Проблема современного общества обусловлена увеличением количества подростков, имеющих нарушения в отклонении поведения. Давайте разберемся с вами, что же такое — деструктивное поведение? Каковы его признаки? Как предотвратить его появление у наших детей?

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего- либо (мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и так далее),
стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.




В чем оно проявляется?

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

1.               ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ ИВНЕШНЕЙ СРЕДЕ:

•                     намеренное нарушение социальных отношений (участие в революционных действиях, подготовка и участие в террористических актах, их оправдание, пропаганда информации о них, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм);

•                   причинение физического ущерба другим людям (побои, драки, желание причинять физическую боль другим);

•                   моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинг);

•                   жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства);

•                   вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.);

•                    сквернословие;

•                   экоцид (нанесение вреда объектам природы).

2.                ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ:

•                    действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг, руфинг и иные);

•                   Интернет - зависимость, патологическая страсть к азартным играм;

•                    суицидальное поведение, суицид;

•                   употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ;

•                   чрезмерное видоизменение собственного тела (татуировки, шрамирование, пирсинг).

По каким же признакам можно определить, есть ли у вашего ребенка признаки деструктивного поведения?

ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНООГО ПОВЕДЕНИЯ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:

Повышенная возбудимость (преувеличенная и/или несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки), тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;

Защищенность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям;

Утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми;

Проявление навязчивых движений;

Избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);

Неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;

Стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;

Стремление быть в центре внимания любой ценой;

Нелюдимость, отчужденность, отсутствие друзей, низкие навыки общения;

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ:

Использование деструктивной символики во внешнем виде (одежда в темных тонах (в основном — черная) с агрессивными надписями и изображениями, смена обуви на «грубую», военизированную);

Нежелание следить за своим внешним видом;

Наличие (появление) синяков, ран, порезов, царапин на теле или голове;

Появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны);

« Появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, приложения в телефоне Qiwi - кошелька, банковской карты, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить (данный факт может свидетельствовать о получении дохода от наркоторговли, мошеннических действий в Интернет-сети, совершения иных преступных действий (хищений, вымогательства и т.д.));

P.S. Уважаемые родители! Всегда читайте надписи на рабочем столе компьютера, одежде, футболках, плакатах в комнате, тетрадях своих детей, изучайте содержимое папок и файлов компьютера, историю запросов в браузере. Появление таких надписей, как «Natural selection» (либо на русском «естественный отбор»), «Wrath» (либо на русском «гнев», «ярость»), «Ненависть», вариации «Керчь-2018», «Columbine 1999» - очень опасный признак, повод для обращения к специалисту (психологу, социальному педагогу в школе).

3. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ):

Конфликтное поведение (частые конфликты с преподавателями и сверстниками, участие в травле (буллинге);

Ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки;

Проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;

Повальное увлечение аниме. Нужно понимать, что японское аниме не однородно, но есть социально опасные жанры, рассчитанные, так сказать, на взрослую аудиторию - порнографической, гомосексуальной, суицидальной направленности. Кроме того, в подростковой среде сейчас широко распространен аниме-сериал «Токийский Гуль», где демонстрируются сцены насилия, убийства, расчленения. Поклонники этого аниме часто становятся членами неформального молодежного объединения «Дед Инсайд», что в переводе означает «мертвый внутри». Участники могут проявлять суицидальное поведение, а также склонны к агрессивным, социально опасным поступкам. Участие в группах поклонников аниме может сказаться на поведении ребенка (в зависимости от того, каким жанром аниме он увлечен);

Участие в неформальных асоциальных группах сверстников. С развитием Интернет-пространства социальная жизнь детей перекочевала в компьютеры и телефоны. В популярных социальных сетях существует масса сообществ, часть из которых имеет деструктивный контент. Правоохранительные органы ежедневно отслеживают его проявление в социальных сетях, информация передается в Роскомнадзор, где после проверки опасный сайт блокируется. Однако многие сообщества часто маскируют деструктивный контент, затрудняя его обнаружение, публикуя информацию «на грани». Деструктивный контент в социальных сетях имеет 3 основных направления: 1) идеология насилия, скулшутинга; 2) идеология пропаганды криминальных ценностей, воровской «романтики»; 3) суицидальная идеология. Названия соответствующих сообществ самые разнообразные, иногда не соответствуют содержанию, маскируя его;

Трансляция деструктивного контента на персональных страницах социальных сетей (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»: порнографии, снимков эротического содержания, алкоголя, наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ, нацистской символики и атрибутики, иные противоправные публикации);

Навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу);

Коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей);

Пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);

Жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми

Увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости;

Участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;

Резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в секциях, пропуски занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету);

Подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.);

Появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи и иные предметы, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски), фольга, пластиковые пакеты малого размера, небольшие магниты, липкая лента или скотч, рабочие перчатки), для рекламы интернет-магазинов наркотиков (аэрозольные баллоны с краской, трафареты, кисти и валики);

Появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (законных представителей) (ведет переписку (общается по телефону) с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль; хранит в смартфоне фотографии с участками местности, помещений, зданий или изображений с фрагментами карты населенного пункта без объяснений причин (это могут быть полученные от наркоторговца локации, где должна быть заложена закладка, или фотоотчеты несовершеннолетнего наркокурьера);

Ребенок срочно (внезапно) выходит из дома под различными предлогами в позднее время суток (обычно курьеры-закладчики наркотиков работают по внезапно появившимся заказам в темное время суток);

Использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов. Не стесняйтесь интересоваться значением неизвестной вам терминологии и слов в Интернете;

В семейном компьютере появились материалы откровенного содержания. В качестве предлога для начала сексуальных обсуждений злоумышленники могут снабжать детей фотографиями, ссылками на соответствующие сайты и присылать сообщения эротической окраски. Для того чтобы внушить ребенку мысль о естественности сексуальных отношений между взрослыми и детьми, преступники могут использовать фотографии с изображением детской порнографии. Имейте в виду, что ваш ребенок может прятать порнографические файлы на дисках, особенно если другие члены семьи пользуются тем же компьютером.

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ТРЕВОЖНЫХ СИГНАЛОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА?

При выявлении признаков деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь

Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать на социально-позитивное и законопослушное поведение.

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА?

В основе деструктивного поведения детей и подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным условием профилактики у него деструктивного поведения.

Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота, своевременное обращение к специалистам (психологам, медицинским работникам и др.). Всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять разрушающий характер деструктивного поведения.

НЕСКОЛЬКО  ВАЖНЫХ  СОВЕТОВ   РОДИТЕЛЯМ  ПО КОНТРОЛЮ  ЗА  ДЕТЬМИ  В  ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ:

Следите за симптомами проявления интернет-зависимости.

Спросите себя: оказывает ли времяпрепровождение в сети влияние на школьные успехи ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Обратите внимание на то, сколько времени ваш ребенок проводит в интернете.

Обратитесь за помощью.

Если у вашего ребенка проявляются серьезные признаки Интернет- зависимости, проконсультируйтесь с педагогом. Навязчивое использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких, как участие в деструктивных группах, игромания, депрессия, раздражение, низкая самооценка.

Не запрещайте Интернет.

Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Тотальный запрет может привести к тяжким последствиям! Вместо этого установите внутрисемейные правила использования Интернета. В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Держите компьютер в открытом помещении.

Установите компьютер в общей комнате вашей квартиры, а не в спальне ребенка.

Поддерживайте равновесие. Помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета.

Пусть ребенок проводит время в реальном общении со сверстниками, чаще бывает на свежем воздухе. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, моделирование кораблей или литературный кружок.

Контролируйте своих детей.

Ознакомьтесь с программами, которые ограничивают использование Интернета и осуществляют контроль над посещаемыми сайтами. Однако помните, что сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить эту услугу. Поэтому ваша конечная цель - развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.

Предложите альтернативы.

Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, предложите ему почитать книги соответствующей тематики.

РОДИТЕЛЬ – ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕСЛИ:

ведет вместе с ребенком здоровый образ жизни;

проводит с ребенком совместный культурный досуг,

способствует творческому самовыражению ребенка;

воспитывает ребенка в доверительных отношениях (говорит о своих чувствах с ребенком, интересуется его переживаниями, проблемами), развивает у него позитивное мышление, помогает в разрешении межличностных конфликтов без негативных последствий;

учит ребенку общению с другими людьми, взаимодействию в команде, управлению своими эмоциями;

заботится о гражданско-патриотическом воспитании,

формирует чувство отторжения насилия, создает негативный образ и формирует эмоциональное неприятие экстремистских формирований и их лидеров;

поощряет участие ребенка в детских и молодежных движениях и объединениях, способствующих его социализации, самоопределению, выявлению интересов, занятию позитивными видами деятельности;

поощряет стремление ребенка к созиданию, желание делать что- то своими руками (как альтернатива разрушению).

В заключение хочу напомнить вам, уважаемые родители, что ответственность за своих детей несет каждый из нас. Законодательство РФ предусматривает административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей. Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии контроля за детьми где бы то ни было: дома, в общественных местах или в Интернет-пространстве. Выполнение данных мною простых рекомендаций позволит вам избежать неприятностей с правоохранительными органами, административной ответственности и убережет ваших детей от совершения необдуманных, асоциальных и противоправных поступков.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У РЕБЕНКА (или на что нужно обращать внимание родителям):

Обращайте внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления ребенка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в "неблагополучной" компании). Так вы сможете своевременно распознать деструктивные тенденции в поведении ребенка;

Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Так вы сможете пресечь негативное воздействие на ребенка со стороны других людей и организаций;

Учите ребенка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так вы научите ребенка нести ответственность за собственную безопасность;

Обращайте внимание на характер ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений;

Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или

употребления наркотических веществ;

Обращайте внимание на увлечения вашего ребенка, на уровень его досуга (имеет разнообразные конструктивные увлечения, не имеет постоянных увлечений, имеет много свободного времени, которое неизвестно как проводит, имеет деструктивные увлечения (воровство, принадлежность деструктивным молодежным движениям и т.п.); поддерживайте вашего ребенка в самоопределении. Так вы сможете предотвратить деструктивную направленность его личности;

Интересуйтесь делами вашего ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития;

Обращайте внимание на уровень самооценки, характер самоотношения вашего ребенка (адекватная - завышенная - заниженная; самопринятие - самоуничижение). Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями;

Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом. Так вы сформируете у ребенка пример правильного поведения;

Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей;

Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни;

Формируйте у ребенка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию. Так он выработает внутреннее устойчивое стремление к развитию в противовес саморазрушению;

Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды;

Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Это поможет предотвратить развитие острых стрессовых состояний у ребенка или формирование у него противоправного деструктивного поведения;

Привлекайте ребенка - подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом;

Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?"). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению;

Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим);

Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости;

Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего ребенка деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на ребенка;

Вырабатывайте неприязненное отношение у ребенка к деструктивным поступкам других людей, организаций ("это плохо, когда одни люди уничтожают других по признаками пола, расы, увлечений и т.п.",

"человек унижающий другого - слабый человек"). Формируйте у ребенка ценностное отношение к жизни, дружбе, добру, взаимопомощи, здоровью, труду. Так вы создадите у ребенка прочную внутреннюю опору;

Если вы испытываете недостаток знаний в понимании поведения вашего ребенка или взаимоотношений с ним, обращайтесь за дополнительной информацией к психологу, социальному педагогу, медицинскому работнику, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних. Так вы сможете предотвратить развитие деструктивных форм поведения у ребенка, окажете ему необходимую квалифицированную помощь и поддержку.

Ссылки информации для родителей:

В рамках проведения декады правовых знаний, в целях эффективности работы с родителями по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних с сообщениями выступят ведущие специалисты в области профилактики. Шапруто Наталья Григорьевна - заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Красноярскому краю.

Мошкова Наталья Семеновна - педагог-психолог КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»


Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных. Контент является обязательным к размещению. Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент
Информатика и ИКТ в современной школе