Введение ФГОС в 1 классе: первые итоги и размышления
Был проведён педсовет «Введение ФГОС в 1 классе: первые итоги и размышления»
Оргпроект:
- Введение ФГОС - сложный и многоплановый процесс (Цих Г.В., замдиректора по УВР)
2. Первые шаги по ФГОС (Зорина Л.В., учитель-предметник, классный руководитель в 1 классе)
3. Организация внеурочной деятельности (Боброва Н.В., замдиректора по ВР)
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание
Критерии готовности ОУ к внедрению ФГОС:
- Осуществлено повышение квалификации учителя начальных классов
- Определен список учебников и учебных пособий, используемых в ОУ в соответствии с ФГОС
- Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, МТО)
- Определена оптимальная модель взаимодействия с УДО
- Разработаны локальные акты ОУ, регламентирующие установление зарплаты работников школы, в т.ч. стимулирующих выплат
- Разработана основная образовательная программа начального общего образования ОУ
- Должностные инструкции работников ОУ
- План методической работы по сопровождению введения ФГОС
- Проведение краевой входной диагностики 1-ков, изучение результатов.
Кадровый потенциал
В 2011-2012 учебном году в 1 классе (учитель Зорина Л.В.) работает по ФГОС:
- ИКТ-компетентность - АРМ
- Профессиональное мастерство
- Курсы Минусинского педагогического колледжа по программе «Федеральные государственные стандарты начального общего образования: содержание и технологии введения»
- Новая роль учителя - учитель теперь не просто транслятор знаний, а организатор развития ученика, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с учеником, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности изменять себя к лучшему, для развития тех универсальных умений
Мониторинг участников образовательного процесса по итогам первого года работы по ФГОС:
- Наблюдения
- Посещение уроков
- Изучение документов кл.рук.
- Проведение педконсилиума
- Работа классного руководителя
Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. Посещение уроков в 1 классе показывает, что в классе формируются доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение. В течение всего учебного года проведено ряд родительских собраний (+родительский клуб), где обсуждались успехи и проблемы детей. Апробируется база данных по результатам диагностик учащихся по формированию УУД (+ портфолио учащихся).
Итоги педконсилиума:
Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала.
В первом полугодии уроки велись по 35 минут три урока, во втором полугодии – четыре урока по 45 минут каждый. Проводятся динамические паузы (соблюдение санпиновских норм).
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно
- Позитивный настрой на учебу
- Очень нравятся все учителя
- Использование игровых приемов
- Организация работы кружков и занятий по интересам
Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования - В части материально-технического обеспечения: отсутствие финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в соответствии с требованиями нового ФГОС (не пришло заявленное оборудование).
В части информационно-методического обеспечения: требуется совершенствование ресурсного потенциала: программно-методического.
В части оценочной деятельности и диагностики: отсутствие диагностических материалов для оценки освоения УУД и метапредметных действий, планируемых результатов освоения учебных программ и измерительных материалов по классу осложняет деятельность учителя. Многое ещё предстоит пересмотреть в организации внеурочной деятельности учащихся.
На уровне школы апробируются диагностические материалы, разработанные педагогами РМЦ, 10 часов (6 модулей) в течение года в рамках образовательной программы по 5 направлениям осуществлялась внеурочная деятельность, классному руководителю Зориной Л.В. удалось вовлечь родителей в образовательную деятельность через родительские собрания, родительский клуб «От сердца к сердцу». Есть опыт создания индивидуальных портфолио учащихся.
По работе педсовета принято решение.
Цих Г.В., замдиректора по УВР